Прошлое всегда говорит с настоящим и будущим с помощью артефактов, оставленных позади. Так обстояло с одной шведской художницей, которая создала, возможно, первые в мире абстрактные картины, но пожелала скрыть их ото всех. По крайней мере, при жизни. Её имя — Хильма аф Клинт (1862 — 1944).
Хильма аф Клинт обучалась в шведской Королевской Академии художеств 5 лет, изучая портретную и пейзажную живопись. Окончив академию с отличием, она получила стипендию, которая позволила ей открыть своё художественное ателье. В это время она писала пейзажи и портреты, зарабатывая на жизнь продажей своих работ. Но в то же время она вела тайную жизнь: с момента смерти её младшей сестры в 1880 году Хильма аф Клинт посвятила себя духовной практике, изучая различные философские и религиозные направления.
«Хильма аф Клинт была универсальной женщиной, хорошо знавшей биологию, эволюционные теории, математику и геометрию, — говорит генеральный директор музея Pinacoteca de São Paulo в Бразилии. — С другой стороны, она также глубоко интересовалась духовным знанием. Что удивительно, так это то, что эти разные формы знаний объединились в её уме, при этом она никогда не впадала в крайности. Для неё это было просто дополнительными знаниями».
Хильма аф Клинт оттачивала эти дисциплины, пока работала в составе группы под названием «Пять» (De Fem) — общество женщин-художниц, которые организовывали сеансы связи с духовным царством. Между 1896 и 1908 годами каждую пятницу они проводили регулярные собрания, проводя медитации и спиритические сеансы. После сеансов группа тщательно записывала все полученные «послания».
«Они всегда начинали с молитвы или песни, а затем читали Новый Завет. Тогда они впадали в состояние транса, где могли общаться с духами, которых они называли „Верховными Мастерами“ (Höga Mästare)».
Именно в этом состоянии сознания произошли художественные инновации Хильмы аф Клинт. В 1906 году она создала первую серию абстрактных работ, «автоматических» рисунков, когда рукой управляют внешние силы, а не художник (подобный принцип действует у «говорящей доски» для спиритических сеансов). Двумя годами позже художница познакомилась с теософом Рудольфом Штайнером и показала ему свои работы. Штайнер не стал их интерпретировать, и отметил, что в ближайшие 50 лет они не будут поняты.
В общей сложности под духовным руководством Хильма аф Клинт написала 193 картины, объединённые названием «Храм». Работа над «Храмом» продолжалась между 1906 и 1915 годами. Серия картин под названием «Десять самых больших», написанная в 1907 году, считается одним из первых примеров абстрактного искусства и предшествует первой абстрактной работе Василия Кандинского, стоявшего у истоков абстракционизма. По окончании работы над «Храмом», духовное руководство прекратилось, но Хильма продолжила заниматься абстрактной живописью уже без внешнего управления.
Хильма аф Клинт никогда не выставляла свои работы, и более 1200 картин и рисунков хранилось в её мастерской в ожидании будущего. Все произведения были завещаны племяннику Эрику аф Клинт, с условием не выставлять их 20 лет после её смерти. Когда в конце 1960-х годов были открыты ящики с картинами, никто знал об их сюжетах. Спустя почти 10 лет работы Хильмы аф Клинт были предложены в дар Музею современного искусства Стокгольма, который отказался от пожертвования. И только благодаря искусствоведу Оке Фанту искусство Хильмы аф Клинт было представлено в 1980 году миру.