C 1954 по 1962 года экспериментальный психиатр Оскар Джанигер (Oscar Janiger) исследовал влияние ЛСД на человека, ставя с согласия пациентов эксперименты над ними. Так как в 1950-х годах LSD использовался в официальной медицине, это вещество производили фармацевтические компании многих стран Европы — ЛСД использовали при лечении депрессии, шизофрении, алкоголизма, героиновой и кокаиновой зависимости. Среди участников эксперимента Оскара Джанигера были знаменитости, писатели, врачи, домохозяйки и другие представители общественных групп.
В одном из своих исследований психиатр поставил любопытный эксперимент над художником. Оскар Джанигер дал ему всё необходимое для рисования и попросил испытуемого нарисовать 9 одинаковых портретов под воздействием ЛСД. Как и следовало ожидать, восприятие реальности у художника начало деформироваться, и каждый его последующий рисунок стал получаться безумнее предыдущего.
Первый портрет, написанный спустя 20 минут после первой дозы ЛСД
Наблюдение психиатра: «Состояние испытуемого стабильное, никакого влияния препарата пока не наблюдается».
Второй портрет. 85 минут после первой дозы и 20 минут после второй (испытуемому дали ещё 50 микрограмм)
У пациента наблюдается эйфория. «Я так всё ясно вижу. Это всё… Мне сложно контролировать карандаш. Кажется, он хочет двигаться сам».
Третий портрет. 2 часа 30 минут после первой дозы
Испытуемый очень сосредоточен на рисовании. «Контуры кажутся нормальными, но очень яркими – всё меняет цвет. Моя рука должна смело следовать за взмахом линий. Мне кажется, будто моё сознание находится в той части моего тела, которое сейчас активно – в моей руке, моём локте… в моём языке».
Четвёртый портрет. 2 часа 32 минуты после первой дозы
Пациент вцепился в свой блокнот. «Я попробую нарисовать иначе. Очертания модели хороши, а вот мой рисунок – нет. Очертания моей руки тоже странные. Это не очень хороший рисунок? Я сдаюсь – я попробую ещё раз…».
Пятый портрет. 2 часа 35 минут после первой дозы
Пациент быстро переключается на другой рисунок. «Я сделаю портрет в одном цвете… одной… беспрерывной… линией!» Дорисовав, он начинает смеяться, затем что-то видит на полу и пугается.
Шестой портрет. 2 часа 45 минут после первой дозы
Пациент очень взволнован, на обращения реагирует медленно, разговаривает мало. «Я… всё… изменилось… они называют… ваше лицо… сплетается… кто…». Почти беззвучно напевает мелодию.
Седьмой портрет. 4 часа 25 минут после первой дозы
Испытуемый отошёл к койке, проведя на ней около двух часов и размахивая руками в воздухе. Вернулся к рисунку внезапно и сознательно, взявшись за ручку и акварель. «Этот рисунок будет самый лучший, как первый, только лучше. Если я не буду осторожен, то потеряю контроль над своими движениями, но я не потеряю, потому что знаю. Я знаю…» (последнюю фразу повторяет много раз). Он делает последние штрихи портрета, бегая по комнате.
Восьмой портрет. 5 часов 45 минут после первой дозы
Пациент продолжает двигаться по комнате, пересекая пространство по сложной траектории. Прошло полтора часа, прежде чем он успокоился и начал снова нарисовать. «Я снова чувствую свои колени, думаю, действие заканчивается. Вот этот рисунок очень хороший, только карандаш трудно держать (держит мелок)».
Девятый и последний портрет. 8 часов после первой дозы
Пациент сидит на койке. Он сообщает, что наркотическое опьянение прекращается, за исключением того, что иногда наши лица искажаются. Я прошу его о финальном портрете, который он выполняет без особого энтузиазма. «Мне нечего сказать о последнем рисунке, он плох и неинтересен, я хочу домой».