Возможно, вы сталкивались с изображениями бессмысленных японских изобретений: трафареты для нанесения губной помады, вентилятор на палочках для охлаждения горячей пищи или одежда для маленького ребёнка, выполняющая функцию тряпки для чистки пола. Но под всеми этими откровенно странными гаджетами кроется философская идея, а сами изобретения носят определение «чиндогу».
Чиндогу, что в буквальном переводе с японского означает «странные вещи», представляет собой повседневный бытовой инструмент, который кажется идеальным решением для конкретной проблемы, но по сути является бесполезным. Последователи чиндогу классифицируют же это определение как форму искусства, где создаётся продукт, функциональность которого заведомо невозможна из-за его абсурдности.
Этот термин был придуман японским изобретателем и редактором ежемесячного японского журнала «Mail Order Life» Кенджи Каваками. Он изучал авиационную технику в Университете Токай, но был вынужден бросить учёбу в 1970-х годах, когда начал принимать участие в студенческих протестах. Оставшись без дела и без средств, он начал подрабатывать фрилансером в различных проектах, в том числе сценаристом в детском шоу и в журнале товаров.
Работая в журнале Mail Order Life, Кенджи Каваками осознал, что его соотечественники не гнушаться приобретать массу бесполезных товаров, в особенности, если прилагается доставка. Изумляясь от того, насколько японцы бессмысленно тратят свои деньги, Кенджи как изобретатель и человек с хорошим чувством юмора задумал шутку — своеобразный протест против этой устоявшейся привычки.
В тайне от руководства он начал размещать в журнале собственные изобретения — бессмысленные инструменты, вроде напальчника-щётки или «сонной каски» с присоской для сна в метро. Каково же было его удивление, когда оказалось, что аудитория журнала готова купить даже эти странные приспособления. Позднее о чиндогу узнал весь мир, а у общества чиндогу даже сложились собственные заповеди. Одна из них гласит: «в чиндогу нет места предубеждениям».
Чиндогу: Веб-сайт